четверг, 21 марта 2013 г.

Обратная сторона души. "Соседи" (часть 2).

Довольно от нас досталось несчастным психологам. Возьмёмся за невропатологов (вернее, неврологов). Неврология - самостоятельная, отличная от психиатрии  область ме-дицины. Она занимается выявлением и лечением заболеваний периферических нервов (руки – ноги – позвоночник – шея), головного и спинного мозга. Многие известные врачи были одновременно как выдающимися невропатологами, так и прекрасными психиатрами (З.Фрейд, Ж.Шарко , В.М.Бехтерев). Есть болезни, которые идут на стыке невропатологии и психиатрии и могут лечиться врачами обеих специальностей ( например, эпилепсия, черепно-мозговые травмы, инфекционные поражения нервной системы).
Тем не менее главное, на мой взгляд, различие между нами состоит в том, что мы лечим нечто идеальное, неосязаемое - психику, «душу». Неврологи же в большей степени ориентируются на реальные, анатомически верные понятия периферической и централь-ной нервной систем. Краеугольным камнем невропатологии является хорошее знание анатомии и топической диагностики (умения, скажем, с помощью того же молоточка или других нехитрых подручных предметов без всяких архисложных приборов найти уровень поражения нервной системы, его точное местонахождение). Точно выполненная, она га-рантирует половину успеха лечения.
Это - про хороших невропатологов. Что касается плохих, то их краеугольным камнем может являться умение спихнуть обратившегося больного к тому же психиатру «для консультации и лечения» или еще куда-нибудь, хоть к патологоанатому. Так и бродят го-дами по медицинским учреждениям реально страдающие люди со скользкими диагнозами по типу «вегето-сосудистая дистония», «синдром хронической усталости»  или «затяжной климакс». Хорошо, если кто-то пытливый найдет истинные причины этих «заболеваний»  (а точнее – синдромов, аналогов диареи и лихорадки без указания причин). И увидим мы там патологию мозговых артерий, тут – давно начавшуюся шизофрению, а здесь и вовсе банальную истерию. Хотя многие, повторяю, заболевания невропатологи могут лечить, не нарушая никаких нормативных документов, наряду с психиатрами у себя в поликлиниках, а не играть с нами в «баскетбол» пациентом. Дело здесь – просто в человеческой добросовестности отдельных врачей и отсутствии геноцида к ним и пациентам со стороны администрации.
Нечто очень похожее, особенно по звучанию, на невропатологов – это нейрохирурги. Врачи, проводящие оперативное лечение болезней головного и спинного мозга (травмы, опухоли, сосудистые поражения). Являются достаточно редкой и весьма уважаемой кастой среди врачей. Еще бы - подготовка нейрохирурга длинна и сложна. Нужно владеть массой знаний и навыков, ведь операции на головном и спинном мозге - это вам не кота кастрировать. Кроме того, необходимо обладать недюжинным здоровьем и выносливостью - ведь многие нейрохирургические операции могут длиться 8-12 часов, а то и дольше. А ты все это время находись в предельной собранности, стой на ногах, дыши через душную маску, не ешь, не пей, захочешь в туалет - вот она, раковина в углу операционной. И операция – еще не все: попробуй потом пациента выходи, мимо осложнений проведи как по лезвию ножа, реабилитируй нарушенные функции. Поэтому женщины-нейрохирурги представляют собой редкое исключение. А мужчины-нейрохирурги редко бывают долгожителями…
Взаимодействие между нами выглядит примерно так – мы выявляем или помогаем выявлять ту патологию мозга, которая требует хирургического лечения, нейрохирурги устраняют путем операций тяжелые, несовместимые порой с жизнью проявления таких заболеваний, как опухоли мозга или черепно-мозговые травмы. Затем они выхаживают пациентов после операции и после курса  реабилитации с остаточными уже симптомами передают их в заботливые руки психиатров или же невропатологов.
Нейрохирургические отделения больниц в дни праздников иногда представляют жутковатое зрелище - мат, крики, милиция, пьяные друзья и родственники. В этом бедла-ме озлобленные и уставшие врачи работают, как на поле боя. За больницами, имеющими подобные отделения, закрепляются эпитеты типа  «больница пьяной травмы» или даже «третья бомжеистребительная». Сами нейрохирурги тут ни в чем не виноваты, просто в обыденном сознании населения употребление горячительных напитков, травматизм всех видов и доморощенные боевые искусства давно слились в устойчивый единый образ.
Вот одна полуправдивая история по этому поводу. В рождественскую неделю в приемное отделение подобной больницы поступает пьяный в хлам бомж с чем-то вроде черепной травмы. Заодно и помыться-погреться-подкормиться (куда же без этого – с ночлежками у нас туго). А в приемном покое ночью персонал - молодой, веселый и изобрета-тельный. Забинтовали, значит, они ему голову и присандалили на повязку здоровенные гипсовые уши наподобие рождественского зайца. Затем сдали на отделение. На вопрос «Что с ним?» ответили: «Вроде как уши отморозил, бедняга, но по клинике – «сотряс» и ушибы тела». Вот такая байка из серии «Больница - Молодость – Любовь».
Кто из нас следующий? Пожалуй, сексопатолог (он же сексолог). Врачей этой специальности еще меньше, чем нейрохирургов. Есть очень немного заведений, где можно пройти специализацию по сексопатологии, чтобы потом заниматься лечением сексуальных расстройств (самые известные -  импотенция и фригидность, то есть половая холодность). Парафилии (расстройства полового предпочтения) лечатся хуже, но люди хитрее: геронтофилия считается нормой для большинства женщин, гомосексуализм из нынешней Международной Классификации Болезней исключен (считай – вариант нормы). В после-дующей классификации, поговаривают, в разряд нормы выведут фетишизм с трансвестиз-мом. Надо же как-то узаконить передаваемое по «зомбоящику» на радость подрас-тающему поколению…
Иногда нас путают с сексопатологами, и часто выглядит это весьма комично. Приходит , скажем, к тебе восьмидесятилетний дед и слезно просит дать заключение о том , что он - импотент. Почему? А потому, что его семидесятивосьмилетняя жена подозревает его в шашнях с шестидесятилетней соседкой по коммунальной квартире. На мой взгляд, в данной ситуации скорее всего больна жена дедушки - уж больно смахивает на бред ревно-сти. Приходится что-то срочно придумывать. Но все равно это лучше «любовных приво-ротов» и прочей бесовщины.
Да куда там нашему человеку приворот с его чакрами и астралом? В одной газете, помнится, была статья «Избранное из жизни самарских целителей» Там описывалось, как одна бабулька лечила все сексуальные расстройства у граждан обоего пола при помощи средства сколь примитивного, столь же и сильнодействующего - набитого льдом презер-ватива, вводимого в прямую кишку и оставляемого там вплоть до полного растаяния льда. Думаю, ощущения более чем загадочные. Вряд ли питерские целители менее изобретательны на благодатном поприще сексопатологии, чем самарские…

Комментариев нет:

Отправить комментарий