воскресенье, 17 марта 2013 г.

Обратная сторона души. "Соседи" (Часть 1).

C кого же мы, дорогой читатель (или собеседник), начнем? Выбирайте: нарколог, невропатолог, психолог, сексопатолог, психоаналитик ... Теперь даже валеологи (специа-листы по здоровью вообще) есть. Плясать мы будем от печки, то бишь от психологов. Хо-тя бы потому, что из вышеперечисленного контингента «соседей» они не являются врача-ми, врачей подчас побаиваются, а нередко -  презирают. То же относится и к пациентам (клиентам). Почему? А вот почему.
Психологов выпускают психологические факультеты университетов, некоторые институты, и (реже) - разные негосударственные ВУЗы и курсы (выпускники последних чаще бывают не дружны со здравым смыслом, но в психиатрию все-таки попадают в условиях дефицита кадров). По определению психолог - это специалист, компетентный в области возникновения, формирования и развития психики (говоря попросту -  специалист по норме) . Среди многих разделов психологии (общая и экспериментальная, юридическая, политическая и т.д. ) есть и медицинская - наши самые близкие «соседи» . Казалось бы, уж эти люди не являются «специалистами по норме». Но - обучение будущих психологов перегружено теоретическими предметами. Своих пациентов и клиентов во время обучения они видят мало, а во время работы  нередко попросту боятся. По совести говоря, новоиспеченные медики, хоть и ответственнее, а подчас и напористее ( «эх, зале-чу-ка от души своего первого больного!»), однако в истории философии либо же формальной логике обычно разбираются аки свиньи в апельсинах.
 
По этому поводу вспоминается байка о даме-психологине, окончившей университет с ‘’красным дипломом’’ и получившей распределение на МСЭК ( это - то место , где больным дают и затем продлевают группу инвалидности, более привычное широкому кругу граждан под аббревиатурой ВТЭК ). Так вот, приходит к этой дамочке ее первый больной - старичок с атеросклерозом сосудов головного мозга. А ей нужно сделать заключение о функционировании его, значит, психики. Плохо совсем – будет первая группа инвалидности с пенсией побольше и соцработника могут прикрепить, просто плохо – вторая группа с пенсией поменьше. Старичок этот плохо спит, рассеян, забывчив, с трудом думает и легко раздражается даже на ровном месте. И все бы раздражались с такими показателями памяти и внимания. Дамочка же наша, ничтоже  сумняшеся, с ходу предлагает ему тест MMPI - опросник из 566 вопросов c вариантами ответов «да – нет». Вопросы такие, что и здоровому отвечать муторно («В детстве вы временами совершали мелкие кражи», «Меня преследуют странные запахи», «Если бы люди были бы не против меня – я достиг бы в жизни гораздо большего»). Вопросе на трехсотом старичок ломает об стол свою палку и лезет на психолога с ее огрызками, как ниндзя в кино. Дамочка наша начинает бегать от него вокруг стола, а в итоге прячется в шкаф. Вот до чего «красный диплом» может довести в первый день работы...
Возможно, такое отношение психологов к пациентам и психиатрам обусловлено их «безответственностью» в нашей системе. В рутинной работе психолог для психиатра - вспомогательная персона (вроде как рентгенолог в поликлинике ), которая не давала клятвы Гиппократа, ничего не соображает в медицине как таковой и нужна лишь для того, чтобы приложить к истории болезни заключение - протокол экспериментально-психологического обследования. Это бывает нужно  для дифференциальной диагностики (когда какой-либо диагноз следует подтвердить, или же наоборот, исключить), а также для экспертных решений (дать ли больному группу инвалидности и какую, призвать ли молодого человека на военную службу или оставить «в миру»). И упаси Боже, если испы-туемому через голову врача еще начнут давать советы – подчас очень своеобразные (за-вести внебрачную связь, не брезговать красным вином для снятия стресса, посетить некие чудодейственные курсы  – перечень можно продолжать долго).
Разумеется, есть и хорошие психологи. Помимо грамотных, содержательных заключений, они способны проводить психотерапевтическую работу  (многие – по оригинальным авторским методикам) и обучать этому других, грамотно общаться с родственниками больных, помочь здоровому человеку решить свои сомнения и конфликты не только на уровне досужих советов и много других хороших вещей. Вот только  иногда они впадают в другую крайность и мнят себя главнее и умнее всех врачей и даже минис-ров.А медицинского-то образования и права лечить нет, что некоторых  психологов жутко бесит и заставляет  заполняться плодами собственного воображения, уходить в «подпольное» лечение болезней таких, перед которыми разводит руками честная медицина и вообще становиться чем-то вроде восточных гуру с менталитетом западного коммерсанта. В свою очередь многие гуру и новоявленные целители всегда любят величать себя психологами. Это наглядно видно именно сейчас - в большинстве магазинов продаётся масса книг пси-хологической направленности - от шибко специализированных до научно-популярных ( ближе к правилам хорошего тона) и откровенно клинических. В них нам предлагают заработать миллионы, не сходя с дивана, воздействовать на ближних силой мысли, делятся тайными пророчествами древних працивилизаций и неземных разумов. Еще больше этого разнообразия во Всемирной Паутине. Попадаются, между прочим, добрые, умные и интересные книги очень грамотных авторов. Просто искать надо долго и тщательно.
Вспоминается фраза  известного, очень уважаемого мною профессора психиатрии: «Психолог, уважаемые коллеги, - это человек, который подходит с секундомером к подо-коннику и начинает считать дождевые капли. Через час он выключает секундомер и гово-рит, что идёт дождь».

Комментариев нет:

Отправить комментарий