суббота, 27 апреля 2013 г.

Обратная сторона души. Профессиональная "аутизация" с переходом в "парафренизацию".

Писать и говорить об этой проблеме - части нашей профдеформации и модного ныне «профессионального выгорания»  - сложно, но суть ее проста. Аутизация, говоря популярным языком - отрыв от внешнего, реального мира и нарастающий уход в свои внутренние переживания. С психиатрами это происходит в силу двух причин. Поскольку психиатры знают о людях  обычно несколько больше, чем люди о самих себе, их оценка характера людей и возможности прогнозирования человеческого поведения обычно лучше. При этом ход их мышления зачастую малопонятен окружающим обывателям. А малопонятное - пугает, и потому вокруг психиатров часто существует некий легкий вакуум -  то ли «ауры», то ли «зачумлённости».
Есть и еще одна причина характерной для психиатров углубленности в себя - ведь многое, ставшее понятным, становится уже скучным. В итоге многие из них ведут достаточно замкнутую для других, неприкаянную жизнь где-то на «ничейной  земле» - не совсем врачи, но и не психологи, не «нормальные» обыватели, но и не больные. Не случайно по этому поводу шутят, что главное отличие психиатра от душевнобольного – в том, что больной иногда может выписаться… Своего рода неуловимость бытия, внутреннее «подполье». Это почти всегда влечет за собой тягостное ощущение одиночества хотя бы раз в жизни или надолго, но позволяет видеть за житейскими фактами, деталями обычной жизни неуловимый для остальных подтекст, типа: «А интересно, что делала мать Красной Шапочки, когда отправила ее через лес с пирожками к бабушке? И еще - она разведена или вдова? Да, а если бабушка такая немощная - на кой бес мать заставляет жить ее так далеко и не может взять к себе?»…

И еще дальше, если человек не работает над собой - идет этап парафренизации - заполнения плодами собственного воображения. Знаю я , например, психиатра, который любит лечить остеохондроз у пациентов, водя вдоль их спины колокольчиком, объясняя это сходством слов "позвоночник" и "звонить". И раздеваться не надо. Мне не раз приходилось читать и слышать о благотворном действии колокольного звона, но здесь, знаете ли, обстановочка не та... И других подобных примеров немало я повидал - так что не стесняйтесь профессионального общения, тренингов, вебинаров и всего, что раскрывает человека - даже классическая литература. Я лично раз в год перечитываю "Евгения Онегина" и "Мастера и Маргариту".
    Самый, пожалуй, гротескный и яркий пример этой профессиональной аутизации - игра, когда психиатры  в кругу коллег начинают ставить диагнозы другим психиатрам, в том числе и маститым профессорам. Хорошо, если тебе влепили «гневливую манию» или ту же «параноидную шизофрению» - это значит, что обычно ты имеешь свою точку зрения и неплохо работаешь. Хуже, если в качестве диагноза фигурирует «слабоумие алкогольного генеза» или что-то в этом роде. Тут уж комментарии излишни.
 
Бороться с вредными последствиями обусловленного профессией самозамыкания можно, например, оставляя свои знания в шкафу на работе вместе с белым халатом и врачебной печатью. Иногда это получается. Но вся закавыка в том, что врачом становятся на всю жизнь, и, в отличие от бухгалтера или парикмахера, ты верен мифической  клятве Гиппокра-та 24 часа в сутки, гордо неся на плечах изуродованную дипломом голову…

Комментариев нет:

Отправить комментарий