суббота, 6 июля 2013 г.

Обратная сторона души. Перспективы.

О проблемах я распространялся предостаточно. Теперь надо бы поговорить о планах, ожиданиях, перспективах - быть ли на будущее врачам - психиатрам. Если быть - то какими и зачем ?
Психиатрия, как и вся медицина  является неотъемлемой частью  культуры,  общества. Расслоение общества неизбежно влечёт за собой и расслоение медицины. Вы не замечали, например, насколько мало осталось славных общепитовских заведений, способных за вполне умеренную цену вкусно и безвредно накормить небогатого человека? Где диетические столовые, пирожковые, пельменные, пышечные, чебуречные наших безмятежных студенческих лет? На их месте - шикарные кафе, малоудобоваримые «фаст-фуды» или  грязные разливухи-рыгаловки...
Сравните со  стоматологией -  пожалуй, самой близкой к сфере обслуживания отраслью медицины. Картина примерно та же - навороченные дорогие центры , натыканные всюду довольно плохонькие кабинетики и государственные поликлиники с минимумом бесплатных услуг, очередями и дефицитом бюджета. Включишь  телевизор - настоятельно рекомендуют при зубных страданиях болеутоляющие препараты, эффект которых в данном случае напоминает разрешение насущных житейских проблем с помощью больших доз крепких напитков или наркотиков.
В психиатрической лечебнице в начале девяностых я видел преинтереснейшего пациента. Вкалывал мужик на крупном заводе, ждал месяцами зарплаты. Обрыдло. Решил, понимаешь, основать стоматологический кооператив. Слово за слово, рылом-по столу, поднапрягся - и организовал небольшой такой кабинетик. Горбатился страшно - сам материалы доставал, сам всё ремонтировал. Платил врачам и медсёстрам совсем неплохие деньги. Ну и, как положено в таких делах, заимел мужик «крышу», то бишь бандитов для «охраны» и, значит, солидности. И им платил, и тоже исправно.
И вот в один прекрасный день приехали к нему другие бандиты, и говорят те бандиты человеческим голосом: «Теперь, дорогой, будем мы твоей «крышей». Плати теперь нам». И цену назначили такую, что у мужика чуть свежепоставленная пломба не вылетела…
Бросился мужик к телефону – «крыше» своей звонить: «Так, мол, и так». Сели «братки»  в автомобили и поехали, как водится, на «стрелку». Долго ли, коротко ли, да и привезли оттуда решение силы и мудрости нечеловеческой: «Будут теперь у тебя, родимый  две «крыши» - ты и им плати, да и про нас не забывай».
Не захотел  мужик жить, как буддийская пагода - с двумя «крышами». Всех рассчитал, всё распродал, долги заплатил, а на оставшееся - запил горькую, пока не влетел в «белочку», то есть белую горячку. Слава Богу, не умер, но в психбольницу загремел. Лежал он там и после выписки хотел обратно пойти, на родной завод. Понял то, чего многие до смерти не могут понять: большие деньги  =  большие неприятности. Ведь ещё древние китайцы - мастера  изысканных блюд, интриг и пыток, говорили, что истинная мудрость скромна…
В психиатрии мы ещё не скоро столкнёмся с подобными плодами прогресса, который мой учитель назвал как-то ‘’звериным лицом медицины’’. Уж слишком прочно мы сидим на принципе остаточного финансирования, нас пока не касается страховая медицина с ее прелестями, уж слишком много наших пациентов - люди либо пожилые, либо быстро теряющие трудоспособность, очень небогатые и социально незащищённые. Положенных им льгот, в первую очередь бесплатных лекарств, хватает очень и очень немногим. А лекарства сейчас, особенно современные, ну очень дороги.
Вместе с тем и у нас потихоньку, на фоне упомянутого расслоения и ускорения жизненных темпов начинается снижение качества медицинской помощи для всех (обилие больных + нехватка времени) с одновременным повышением этого самого качества для ограниченного количества больных за вознаграждение (есть уже примеры ну очень «навороченных» заведений от психиатрии ).
При этом дефицит медицинской помощи нарастает именно в сфере реального здравоохранения, которое, если хотите, является буфером между миром душевнобольных и всем остальным миром (психоневрологические диспансеры и больницы). А ведь львиная доля работы этих служб и так мало имеет отношения к собственно медицине (диспетчерские функции , уход и надзор , чехарда с документами и бесконечная переписка).К тому же регулярно поставляющие нам  больных «для консультации и лечения» территориальные поликлиники уже сейчас порой находятся по количеству пациентов и наличию времени на них в гораздо худшем положении, нежели психиатры. А это означает только одно - число направляемых к нам людей, которые при прочих равных условиях вполне могли бы получать точно такое же лечение в поликлиниках, будет неуклонно возрастать.
 
Количество же тех людей, которые, став душевнобольными, все равно способны приспособиться к налагаемым болезнью ограничениям без потери социального статуса, круга общения, а, главное - заработка и возможности оплатить хорошее лечение, скорее всего, будет уменьшаться. Ведь если даже представить, как герой анекдотов - «новый рус-ский», будет  решать проблемы своего психического здоровья, то мы увидим любопытные детали. Во-первых, у таких людей обычно нет времени даже на амбулаторное (без госпитализации) лечение чего-то более серъезного, чем психиатрия (скажем, инсульт грозит человеку). Стоит им  даже месяц провести в стенах пусть и хорошей клиники  - их «дело» даст трещину. Опять-таки информация о лечении психики (не зубы же!) имеет свойство бить по тщательно лелеемому авторитету и социальному статусу этих людей. Вот и приводят они себя в душевное равновесие с помощью алкоголя, длинноногих блондинок, ночных клубов и горнолыжных курортов... Пока хватает сил...
Расслоение, упомянутое мною, вкупе со всеми остальными  сложностями порождает новые проблемы во многих областях жизни, что, скорее всего, тоже будет требовать отдачи (и немалой!) от психиатров. Вот, например, школы - кузница подрастающего по-коления.
Школы элитарные. Собирают в себя детей богатых родителей, которые начинают конкурировать между собой, кто «конкретно, круче». У кого шикарнее музыкальный центр, иномарка, кто в каких странах побывал на каникулах и прочее. Проигрывающие в борьбе - комплексуют, уходят в себя, занимаются саморазрушением. Также не следует забывать, что в этих школах учатся и одаренные дети. Как правило, они одарены  по сравнению с большинством детей из обычных школ. Концентрация же их в одной школе, с большими амбициями и слаборазвитым умением общаться, приводит к тому, что эти самые одаренные дети начинают поедом есть друг друга и самих себя, используя пресловутую одаренность только для этого. Даже скинхэдов доводилось мне встречать среди этой публики. Ясно, что одного школьного психолога будет маловато.
Школы обычные. Становятся потихоньку рассадником гопников-психопатов, малолетних алкоголиков и наркоманов, чьи родители живут в хроническом безденежье и озлобленности на весь мир. Учиться неразрушительным стереотипам поведения не у кого .Жизнь - дерьмо. Окружающие - сволочи. Перспективы мрачны, ибо выход из подобного положения не обязательно находится вдалеке от психиатрической больницы, а то и клад-бища. В послешкольном образовании - картина та же, если не хуже. Плюс за  многое сей-час нужно платить. Продолжать список можно очень долго.
 
Любая перестройка и расслоение неизбежно порождают смену администрации и классиков (светил науки). Сами они тоже не слишком дружно живут друг с другом, имея кучу как обоснованных, так и выдуманных взаимных претензий. Наивно думать, что находящиеся на вершинах просто так позволяют себя сменить. Молодые и всеядные изо всех сил работают локтями и зубами, старые - огрызаются себе сверху. Деньги там тоже играют далеко не последнюю роль. Чехарда в «верхах» для обычных врачей - вещь не смертельная, но изрядно мешающая нормально работать (обычно новое начальство начинает свою работу с проверок, комиссий и прочих отчетов с новыми должностными обязанностями).
Вся эта ситуация достаточно удручающе действует на самих врачей-психиатров. Получается, как у Кафки: что бы ты ни делал - всё без толку. Многие ломаются - углубляются в общение с Бахусом, проявляют симптомы социальной апатии, так искусно маскирующейся под мудрость, ищут успокоение в цинизме и скепсисе. Нет должного притока молодых, головастых и шустрых кадров - кому охота добровольно и надолго лезть в самое дерьмо. Лучше – в наркологию или сексологию. Люди с опытом и головой потихоньку вымирают или уходят туда, где больше платят (например, в фармацевтические компании или даже гувернеры).

Комментариев нет:

Отправить комментарий