среда, 12 февраля 2014 г.

В России плохие врачи?

Читаешь газеты, смотришь телевизор, читаешь форумы в интернете и везде одно и то же – врачи-убийцы,  нелюди в белых халатах и т.д. Поневоле задумаешься – действительно ли наша медицина так ужасна? Или не так страшен чёрт, как его малюют?
Действительно, наша медицина далека от совершенства. Разваливающиеся больницы, нехватка кадров, оборудования и лекарств. Но многие претензии к врачам абсолютно не обоснованы. Несколько примеров.
На одном из форумов молодой человек пишет: «Моя жена рожала ребёнка. В течение 16 часов она никак не могла родить, а ей никто не помогал. А когда роды, наконец, начались, она уже так устала, что не смогла родить самостоятельно. Врачи достали ребёнка щипцами, и в результате, у него на головке была огромная гематома». Молодой человек был крайне недоволен врачами, считал, что они неправильно вели роды и испортили здоровье его жене и ребёнку. А теперь посмотрим объективно. У женщины слабость родовой деятельности, она долго не может родить. Но врачи помогают ей и, благодаря их стараниям, роды всё-таки начинаются. Женщина избегает операции – кесарева сечения, роды происходят естественным путём. Однако родить полностью самостоятельно ей не удаётся – врачи накладывают щипцы и помогают ребёнку родиться. У ребёнка, в результате этой манипуляции, нет ни переломов, ни черепно-мозговой травмы, ни других серьёзных повреждений – есть лишь подкожная гематома на голове. Опасна ли эта гематома для его жизни и здоровья? Помешает ли она его росту и развитию? Нет! Через пару недель от неё не останется и следа. Но возмущённого мужа это не интересует – он видит гематому и предъявляет претензии к врачам. Его недовольство от непонимания, от непонимания того, чего он избежал благодаря врачам. Без их помощи его жена вообще бы не родила. Ребёнок умер бы внутриутробно, а следом умерла бы и женщина. Только по «вине» врачей у него сейчас есть здоровый ребёнок и жена, но вместо простой человеческой благодарности они получают несправедливые обвинения.
Другой пример. Мужчина пишет: «После двух клинических смертей меня перевели в одиннадцатиместную палату. В течение трёх дней врач ни разу ко мне не подошёл, после чего я просто ушёл домой. Медсестра сказала мне вслед – лечитесь где хотите. Вот если бы я приплатил, отношение было бы другим». При этом недовольный пациент почему-то забывает, что этот самый врач, который к нему не подошёл, дважды вытащил его с того света. Ведь без медицинской помощи первая же клиническая смерть стала бы окончательной биологической смертью. После спасения, в палате, сколько бы мест в ней не было, его лечили настолько эффективно, что уже через три дня после двух клинических смертей он смог самостоятельно уйти домой. Причём без единого намёка на какую-то оплату. Но это для мужчины не важно, важно, что к нему не подошли. А зачем? Посидеть рядом и подержать за руку? Пациенту даже в голову не приходит, что в это время врач, возможно, спасает другие жизни, а его лечение может протекать и без многократно подходящего к его кровати врача. Зато мысль о деньгах, о которых ему никто даже не намекал, пришла ему в голову незамедлительно. Я уж не говорю о том, что, самовольно прервав лечение, он поставил под удар всё, чего добились врачи. Он вполне мог умереть прямо на пороге больницы, не дойдя до дома, а обвинили бы опять врачей. И теперь, живой благодаря врачам, он сидит и, не смущаясь, пишет о них гадости.
Ещё одна ситуация, закончившаяся не так хорошо. Мама привела ребёнка к стоматологу. Зуб пришлось удалять. После удаления зуба обнаружился серьёзный воспалительный процесс, мальчика направили в стационар, где провели хирургическое лечение. Однако, провести его сразу не удалось из-за общего состояния ребёнка. В течение 16 часов его готовили к операции, но и этого оказалось недостаточно. Во время операции ребёнок впал в кому. Не очнулся он до сих пор. На врачей заведено уголовное дело. Мама ребёнка клеймит их позором везде, где может, в СМИ развёрнут целая компания, против лечивших его медиков. Но у меня сразу возник вопрос. Разве это серьёзнейшее воспаление возникло во время лечения? Разве ухудшение общего состояния, не позволившее сразу взять мальчика на операцию, произошло в кабинете стоматолога? Разве не должны были родители своевременно привести своего сына к врачу, не дожидаясь осложнений? Врачи не боги – они не могут спасти в любой ситуации. Безумно жаль ребёнка, но вполне возможно, что в том состоянии, в котором мама привела сына к врачу, спасти его было уже нельзя. Разве врачи в этом виноваты? Но обвинить врача, легче, чем признать свою вину. Тем более, что такие обвинения тут же подхватывают и СМИ, и прокуратура – слишком модно сейчас винить во всём врачей.
Ещё одна причина жалоб – плохая организация здравоохранения. Долгое ожидание «скорой», большие очереди в поликлиниках, очереди на госпитализацию, отсутствие лекарств, бюрократическая волокита и т.д. Всё это не может не раздражать пациента. Он пришёл за помощью, а его заставляют ждать, да и ещё тратят массу времени на оформление всевозможных бумаг, отправляют по инстанциям за недостающими документами. Естественно, весь свой негатив пациент выплёскивает на врача – он ведь ближе всего. Но разве врач виноват, что другие врачи уволились, что ему приходится работать за троих и все пациенты не могут к нему попасть? Разве врач виноват, что вместо 10 бригад скорой помощи работают только 3 и, естественно, не успевают на все вызовы? Разве врач виноват, что вместо своей основной работы – лечить, его обязали вести целый ворох всевозможной документации, и наказывают за её отсутствие? Разве врач виноват, что в стационар не закупили необходимые лекарства или оборудование? Разве врач виноват, что его обязали лечить по глупому стандарту, а не на основании клинического мышления и доказательной медицины? Но пациент разбираться не будет. Он напишет жалобу на конкретного врача – того, который и так работает за троих и, поэтому, создаёт очереди. Администрация тоже не будет разбираться – на него жалоба, его и накажут. Ведь, если не наказать врача, придётся наказать самих себя, за то, что не обеспечили должное количество сотрудников, не закупили лекарства, оборудование и т.д.
Откуда берутся такие тенденции? Как мне кажется, от неверного представления людей о медицине и работе врачей. Как-то мне пришлось беседовать с одним молодым человеком, который утверждал, что работа хирурга, по своей сложности, вполне сопоставима с работой наладчика станков 8 разряда (которым он сам, видимо, и являлся). На мои возражения, что человеческий организм устроен несколько сложнее любого станка, да и инструкции производителя к нему не прилагается, он отвечал, что ему на станках приходится вытачивать детали, стоимостью аж 100 – 200 тыс. рублей, и предложил мне выточить такую детальку для какого-нибудь бандита-частника. Видимо в его понимании человеческая жизнь и здоровье не стоят дороже 200 тыс. рублей, а труд врача – не более чем наладка биологического станка. К сожалению, именно так думают очень многие люди, более того, многие люди считают себя специалистами по наладке этого самого «биологического станка». Отдав в ремонт автомобиль, или телевизор, люди, как правило, прислушиваются к мнению мастера, признавая его компетентность, но, придя к врачу, каждый пациент уверен, что знает, как правильно лечить, чуть ли не лучше врача. Люди, не имеющие даже начальных медицинских знаний, с серьёзным видом рассуждают о «правильных» методиках лечения и профилактики, основывая своё мнение на слухах, интернете, газетах, журналах и т.д. Достаточно зайти на любой интернет-форум и сразу наткнётесь на массу таких обсуждений, где люди, не отличающие натуральную оспу от ветряной, рассуждают о пользе и вреде прививок, не зная физиологии дыхания, обсуждают причины и методы лечения бронхиальной астмы и т.п. Если вдруг на такой форум заглянет врач и попытается дать свой профессиональный совет, его просто забросают помидорами, так как его слова не согласуются со словами соседки, подруги и доктора Малахова. Поэтому, если врач начинает лечить пациента не так, как тот сам это представлял, то возникает недовольство, жалобы, критика. А уж если результат лечения не соответствует ожиданиям пациента, то буря разыгрывается на полную катушку. Люди просто не желают признавать, что многие болезни невозможно вылечить полностью, бесследно, не желают признавать собственную смертность. Каждый человек, умерший в присутствии врача, автоматически считается умершим по вине врача. Никогда родственники не скажут: «Его убила болезнь». Они скажут: «Его убили врачи».
Не буду изображать наивность. Я прекрасно понимаю, что действительно есть плохие врачи, плохо знающие своё дело, не выполняющие свои обязанности. Но их меньше, чем нам пытаются представить. Если быть точным, их ровно столько же, сколько плохих бухгалтеров, инженеров, дворников и т.д. Безусловно, от плохого врача вреда больше, чем от плохого дворника. Как сказал один умный человек: «Быть плохим актёром стыдно, быть плохим инженером накладно, а быть плохим врачом преступно». Поэтому, конечно же, с плохими врачами нужно бороться. Но это должны делать не пациенты и не чиновники. Как справедливо написано в этическом кодексе врача: «Оценивать качество оказываемой врачом медицинской помощи могут только коллеги, аккредитованные врачебной ассоциацией». Сейчас этого нет. Недовольный пациент жалуется на врача чиновнику (главврачу, министру, прокурору, судье). А тот принимает решение, руководствуясь не профессиональными знаниями, которых у него, как правило, нет, а обывательским мнением, примеры которого я привёл выше. К тому же, активное давление оказывают СМИ. Ещё до принятия какого-либо решения судебными органами, они называют врача не иначе, как убийцей, преступником, по сути, отказывая врачу в презумпции невиновности. Даже не пытаясь разобраться в ситуации СМИ, как правило, дают однобокую оценку произошедшего, активно поддерживая непрофессиональное мнение обывателя. Мнение врачей либо не учитывается вовсе, либо представляется как попытка выгородить себя или коллег. Почему-то люди не понимают, или не хотят понимать, что хорошему врачу нет никакого интереса выгораживать своего безграмотного коллегу – безграмотные коллеги лишь портят и без того подмоченную репутацию медиков. Да и работы добавляют – долечивать за таким доктором бывает очень проблематично. Судьи и прокуроры, в большинстве случаев, идут на поводу у общественного мнения, боясь пойти на конфликт с «обществом», а, по сути, с толпой.
Как обычно встают вечные вопросы: Кто виноват? Что делать? В первую очередь, вышеприведённое требование этического кодекса должно быть возведено в ранг закона. Решение о виновности или невиновности врача должны принимать только его коллеги – врачи. Не главврач, не министр, не страховая компания, а консилиум, собранный из практикующих врачей соответствующей специальности. Причём, для объективности, оценка должна быть обезличенной, т.е. эксперты не должны знать, чью работу они оценивают. И решение этой комиссии не вправе отменять ни министр, ни прокурор, ни судья. Никаких санкций против врача на основании жалобы не должно применяться до решения комиссии. Любые однобокие выступления в СМИ против врачей, до признания их виновности, должны рассматривать не иначе, как клевета, с немедленным строгим наказанием по соответствующей статье УК. Вместо этого нужно через ТВ, газеты, Интернет объяснять сложность профессии врача, показывать те проблемы, с которыми ему приходится стакиваться. Люди должны понимать, что работа врача отличается от любой другой, что не может каждый дворник, столяр, или наладчик станков заниматься лечением. Каждому должно быть ясно, что только многолетнее обучение и опыт позволяют правильно поставить диагноз, выбрать тактику лечения, а слухи и советы соседей не имеют ничего общего с медицинской помощью.
Справедливости ради нужно сказать, что медициной недовольны практически во всех странах. Везде пациенты недовольны тем, как их лечат, недовольны болезненностью медицинских процедур, недовольны исходами лечения, недовольны холодностью и отстранённостью, которые часто свойственны врачам. То есть, по сути, пациенты, как и в России, недовольны, в первую очередь, не качеством лечения, которое они не могут адекватно оценить, а несоответствием лечения их ожиданиям. Но за рубежом врач защищён значительно лучше. На его стороне юристы клиники, медицинские ассоциации, профсоюз. Его ответственность застрахована, а значит, страховая компания тоже заинтересована в защите интересов врача. Поэтому наказание получит лишь тот врач, который действительно допустил преступную халатность в лечении. Российский же врач бесправен и беззащитен. В случае конфликта администрация больницы и Минздрав с готовность приносят врача в жертву, чтоб защитить собственные интересы. Ведь очень многие проблемы в медицине связаны с плохой организацией, а организация напрямую связана с работой чиновников. Если же «назначить» виновным врача, то на косяки в работе организаторов никто не обратит внимания. Реальная вина врача, или её отсутствие никого не интересуют.
Что делать нам, коллеги? Прежде всего, объединяться – нужны сильные профсоюзы, или иные объединения врачей, которые будут защищать несправедливо обвинённых. Не плохих врачей, делающих откровенную «халтуру», а несправедливо обвинённых на основании необоснованных жалоб. Во-вторых, разговаривать. До лечения, во время лечения, после лечения. С пациентом и его родственниками. Пациент должен видеть Ваш труд, понимать Ваши действия, осознавать возможные результаты лечения. Да, на часть пациентов это не подействует – интеллект дан не всем, но большинство, всё же, вполне адекватные люди и смогут понять. Ведь основная часть жалоб именно от непонимания, а не от плохого лечения. Все действия и их обоснования фиксировать документально, при любых конфликтах с пациентом или администрацией – фиксировать дословно. Понятно, что все эти разговоры и документы отнимают массу времени, а на пациента выделено только 5 – 7 минут, но это наша единственная, на сегодняшний день защита.
Ах да, чуть не забыл самое главное, лечить, коллеги, надо хорошо!
Источник - http://vrachirf.ru/concilium/4807.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий